На территории России коннозаводство находилось в тесной связи с развитием военного дела и кавалерии. В условиях российского климата, который славился своими зимами, полными снега, а также распутицей весной, предпочтительнее было ездить в экипаже, чем непосредственно на лошади верхом.

До того, как была отменена воинская повинность для дворянского сословия, дворяне служили в армии в кавалерии, используя при этом собственных лошадей. Поэтому в каждой дворянской усадьбе имелся небольшой конный завод.

Вскоре после Крымской войны и реформы 1861 года отпала необходимость в содержании различных конных заводов на территории России. Коннозаводство стало неприбыльным делом. На протяжении пяти лет, с 1857 по 1862 годы количество заводов по разведению лошадей сократилось с двух тысяч четырёхсот до девятисот. Происходила переориентация деятельности на более выгодные направления, вроде зернового хозяйства, рогатого скотоводства.

В семидесятых годах девятнадцатого века стало не хватать лошадей для кавалерии. Тогда уже практически не было малороссийской лошади, которая использовалась для нужд кавалерии.

Однако среди кавалеристов бытовало мнение о том, что лошади, которые поставляются из Дона, являются неспособными к дрессировке и плохо управляются. Но к середине девятнадцатого века, когда не хватало лошадей в кавалерии, донской лошадью стали комплектоваться кавалерийские части.

Когда завершилась война России с Турцией (1877 года), коннозаводство стало приходить в упадок, поскольку многие зажиточные казаки перестали интересоваться лошадьми. А соответственно проблема с обеспечением кавалерии лошадьми возникала и в армии.

Начиная с 1879 года, начинают формироваться определённые стандарты по отбору лошадей в кавалерию. Претерпела изменения и сама структура полков кавалерии. Число эскадронов было увеличено с четырёх до шести.

Возникала необходимость в проведении экстренных мероприятий, благодаря которым стало развиваться коннозаводство за Доном. Оно находилось под перманентным контролем военных. По истечении каждых трёх лет на конные заводы выезжали инспекции с проверкой состояния дел в них.

В армию начинают поступать лошади для нужд кавалерии, что способствовало развитию заводов по разведению лошадей.

С началом Первой Мировой войны ощущалась потребность в лошадях для нужд регулярной армии. Для полной комплектации состава требовалось пятьдесят тысяч лошадей для нужд кавалерии, двадцать тысяч лошадей для нужд артиллерии и четыреста тысяч лошадей для обозов. На протяжении войны конные заводы поставляли множество лошадей для нужд армии.

Чуть позднее, победившая Красная Армия тоже испытывала нужду в хороших лошадях. Работу, связанную с развитием конных заводов, начал организовывать Будённый С.М. Вследствие этого, число заводов по разведению лошадей стало постепенно увеличиваться.

К 1941 году военные заводы функционировали на полную мощность. Однако Великая Отечественная война оказалась для лошадей последней войной. Но, всё-таки лошади использовались в кавалерийских частях, а также для нужд разведки.

После войны конные заводы для военных нужд постепенно прекратили своё существование. Остались только те заводы, на которых разводили наиболее ценные породы лошадей.  Коневодство стало переживать тяжёлые времена, поскольку оказалось не нужным для властей. Но на протяжении нескольких десятилетий лошади были незаменимы в сельской местности в ряде областей России, Украины, Киргизии и Казахстане.

Лошади донской породы фактом своего развития обязаны военным нуждам кавалерийских частей. Созданная порода, которую назвали буденновской, стала одной из самых лучших пород лошадей-полукровок, что было обусловлено большим спросом на неё со стороны армии.

Теперь лошади данной породы принимают участие в различных спортивных соревнованиях. На территории Российской Федерации активное развитие конного спорта припало на последние десять лет, когда многие люди стали иметь лошадей в частной собственности.